Как правильно разговаривать с инспекторами ГИБДД - советы юриста | Автолюбитель со стажем | Яндекс Дзен

Как правильно вести разговор с сотрудником ДПС - рекомендации юристов
Как правильно вести разговор с сотрудником ДПС - рекомендации юристов

Если вас остановил инспектор ГИБДД, как правильно вести беседу с ним, чтобы не нарваться на неприятности, и он вас отпустил без всяких претензий. Спросим у профессионального юриста, он даст несколько советов из личного опыта. В конце статьи юрист поделится рекомендациями, что не нужно делать, при разговоре с представителем ГАИ. Там же найдете познавательное видео.

Рекомендую:Вопросы инспектора ГИБДД на которые лучше не отвечать

Субординация

Если полицейский начинает обращаться к вам на «ТЫ» - это может оказаться элементарным психологическим приемом. Он таким образом хочет показать своё превосходство над вами.

Это может быть сделано для того, чтобы вынудить вас в дальнейшем разговоре «порешать» возникшие проблемы, дать взятку. Или просто спровоцировать к какому-либо поступку с вашей стороны, ответу, который приведет к штрафу или «денежному вознаграждению». Если изначально занять доминирующее положение в разговоре, то можно манипулировать собеседником и направить беседу в нужное для себя русло.

Вам нужно знать, что государственные служащие, работники учреждений согласно законодательству, внутренним правилам не имеют право «Тыкать». Поэтому эту ситуацию вы должны сразу пресечь. Можете поставить на вид полицейского, что оно должен к вам обращаться только на «Вы». Таким образом, вы покажите свою уверенность, пресечете некоторые психологические уловки.

К большому счастью, таких сотрудников ГИБДД с каждым днем становится меньше на дорогах нашей необъятной страны. Все чаще попадаются вежливые «гаишники» и все благодаря нашим с вами стараниям. Поэтому ставим палец вверх, делимся этим материалом с друзьями, чтобы больше водителей знали, как правильно пресекать полицейский «беспредел» на дорогах.

Обратится к справке в интернете

Не стесняйтесь пользоваться интернетом для защиты своих прав
Не стесняйтесь пользоваться интернетом для защиты своих прав

Сотрудник ГИБДД останавливает вас, говорит, что нарушили какой-то пункт ПДД. Вы отвечаете:

«Секундочку, сейчас я попробую посмотреть в интернете, чтобы освежить в памяти нормы этой статьи».

Вам может показаться это не естественным. Но это совершенно нормально. Так как вам предложат что-то подписать, вас в чем-то обвиняют, совершенно нормально, что вы просите время, чтобы освежить в памяти норму статьи ПДД, КоАП и дать вразумительный ответ.

Чем можно обосновать полицейскому данное желание? – Вы хотите дать грамотное письменное пояснение, когда он будет составлять протокол, и когда его будете подписывать. Поэтому, совершенно нормально, если возьмете смартфон, откроете ПДД, прочитаете тот пункт, о котором говорит сотрудник ГАИ.

Это покажет сотруднику, что вы знаете закон, вполне уверенные в себе. Вполне вероятно будете в суде обжаловать то постановление, которое он сейчас вынесет. Сработает психологический фактор, вы в его глазах превратитесь из жертвы в равного, по статусу с ним, человека. Разговаривать с вами он будет по-другому.

Ведите видеофиксацию разговора

В случае разговора с инспектором необходимо вести видеосъемку
В случае разговора с инспектором необходимо вести видеосъемку

Нужно знать, что вести видеосъемку вы имеете право, если это не запрещено законодательством в конкретном случае. Если полицейский запрещает снимать себя во время разговора, то оно должен аргументировать запрет нормами законодательных актов.

Фраза: «Я не хочу, чтобы меня снимали» – не подходит в данном случае. Да, он имеет право на охрану своего изображения в соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса РФ. Он может обжаловать ваше поведение в суде. Но это будет потом, а запретить вести видеофиксацию без законного объяснения и подтверждения факта запрета соответствующими законодательными актами – он не имеет право.

Подробное разъяснение о возможности вести виде-, фото-, аудиофиксацию разговора с сотрудником полиции, читайте в этой статье.

В каких случаях запрещено снимать:

  • На режимном объекте, если это подтверждено соответствующими документами.
  • Если речь идет о сохранности государственной тайны или обороноспособности страны.

Если полицейский без основания запрещает вам снимать, вы можете смело писать жалобу, звонить на горячую линию полицейского управления. Сообщить, что сотрудник, который вас остановил, нарушает закон.

Такое поведение демонстрирует вашу уверенность в себе и знании законодательных актов. Кроме того, инспектор при камере будет вести себя совершенно по-другому, разговаривать вежливо, не стараться «развести» вас на деньги, угрожать и т.д. Будет блюсти закон и внутренние инструкции.

Чего не стоит делать?

Не рекомендуется вести себя вызывающе. Нагло снимать сотрудника, провоцируя его на конфликт. Часто можно встретить подобные ролики в Ютуб. Потому что, представитель закона тоже человек, у него есть эмоции.

В результате вы можете получить в свой адрес откровенно противоправное поведение. Если вы к этому не готовы, не стоит провоцировать полицейского на противоправные действия.

Давайте оформим протокол

Чтобы пресечь попытки "развода", предложите инспектору сразу начать оформлять протокол
Чтобы пресечь попытки "развода", предложите инспектору сразу начать оформлять протокол

Эта магическая фраза может быстро решить многие трудности в общении с сотрудником ГИБДД. Кажется не логичным приближать собственную ответственность. На самом деле эта фраза имеет определенное действие.

Если вы желаете составить протокол, то это говорит инспектору о том, что взятки давать не будете. Поэтому в дальнейшем он будет стараться действовать по инструкции.

Также эта фраза продемонстрирует ему, что вы уверенные в себе, знаете закон и у вас много свободного времени. Он поймет, что вы не только знаете свои права, но и его обязанности.

Это выражение полезно, если вас обвиняют в вождении в нетрезвом виде, хотя совершенно трезвые. Раньше было частым явлением, как сотрудники ГАИ «разводили» водителей на пьяное вождение. Если вы уверенны в том, что не пили – смело соглашайтесь пройти медицинское освидетельствование с составлением протокола.

Полицейский увидит уверенность в ваших глазах, прикинет, сколько времени он потеряет с вами, и не захочет возиться. Это вести в больницу, ожидать результатов, окажется, что вы чистые как стеклышко – ему это будет не выгодно. Лучше он за это время еще нескольких попытается «нахлабучить».

С другой стороны, не все пункты КоАП влекут за собой штрафные санкции. За легкое правонарушения полагается предупреждение. Значит, он не сможет с вас «сбить» деньги.

Пригласите начальника

Пригласите начальника, остановившего вас инспектора, участвовать в беседе
Пригласите начальника, остановившего вас инспектора, участвовать в беседе

Если видите, что полицейские откровенно нарушает закон, ваши права, видите психологические уловки, имеет возможность вызвать его начальника. Вы говорите:

«Я хочу вызвать ваше начальство».

Звоните на горячую линию, узнаете номер начальника, остановившего вас полицейского. Если на место остановки прибудут другие сотрудники, то ситуация будет развиваться в правовом поле, будут пресечены вы незаконные действия.

Если вы ни в чем не виноватые, это поможет избежать психологического прессинга, обвинения в том, что не нарушали. Избежите неадекватного поведения сотрудника ГИБДД. Но делать это нужно только в том случае, если вы уверены, что ничего не виноваты, на лицо явные признаки «развода» или нарушения ваших прав.

Мне нужен адвокат

При подписании протокола вы должны писать, что не согласны с обвинением и нуждаетесь в помощи адвоката при рассмотрении дела. Простое право на защиту может сыграть положительную роль. При рассмотрении дела вы просите помощи адвоката. В 90% случаях ваше право нарушается.

То есть, выносится постановление без правовой помощи обвиняемому лицу. Это постановление отменит любой суд, если это было указано в протоколе в пояснениях. Если вам отказали в правовой защите, статья 25.1 КоАП РФ, пункт 1 или статья 268 КУоАП Украины, в поле «Пояснение»:

Не согласен с решением постановления, не был приглашен адвокат при рассмотрении дела», и подпись.

Есть три пути развития событий. Первый – полицейский нарушит закон и вынесет постановление без присутствия адвоката. Второй – согласится с вашим правом на защиту и будет дальше действовать в правовом поле. Третий – откажется составлять протокол и отпустит вас.

Запомните такую фразу:

Я, при подписании протокола буду писать, что не согласен с правонарушением и при рассмотрении дела нуждаюсь в помощи правозащитника.

Это нужно сразу огласить, перед составлением протокола. В дальнейшем полицейский задумается, а стоит ли с вами тратить время. Если вас лишат этого права, то любое постановление в суде будет отменено.

Чего не стоит делать при разговоре с инспектором

После остановки сотрудником ГИБДД не стоит выходить из автомобиля и бежать к нему. Это покажет ему, что вы в чем-то виноватые. Или натолкнет на мысль о вашей неадекватности, либо об агрессии.

Если он будет уверен, что вы в чем-то виноваты, то он с легкостью доведет дело до конца. Вы сразу покажете ему его превосходство.

Лучшим поведением будет оставаться в машине. Ждать когда он подойдет к вам. Спокойно открыть окно, держать руки на руле, вести себя спокойно и уверенно. Подойдя, спросите у него: «Я что-то нарушил»?

Не стоит разговаривать с полицейским с агрессией. Вы лишь вызовите ответную реакцию. Напугать его не получится, это его работа встречаться с агрессивными людьми, он привык. Он готов к такому поведению. Поэтому, никогда не нужно «лезть в бутылку».

Никогда не признавайтесь, что вы пили, даже если это было 4 недели назад. Это будет как красная тряпка для быка. Он отправит вас на медицинское освидетельствование. Вы потеряете время. Во-вторых, не все алкогольные напитки быстро выветриваются из крови, инспектор это знает.

Неизвестно что покажут анализы, возможно, употребляете какие-то медицинские препараты, которые могут дать положительный результат, как будто вы пили алкоголь или употребляли наркотики. Вы может стать без вины виноватым.

Вывод

Соблюдая эти нехитрые рекомендации, вы сможете показать в разговоре с инспектором ГИБДД, что уверенные в себе. Пресечете простейшие психологические уловки, чтобы склонить вас к чему-то. Покажете, что знаете закон и в случае незаконных действий будете их обжаловать в суде.

Эти приемы не сработают, если вы действительно виноваты. Ваше нарушение четко зафиксировано.

Ставьте палец вверх, если считаете, что материал стал полезным для вас. Делитесь им с друзьями, давайте вместе повышать культуру общения с представителями закона.

Ни для кого не секрет, что достаточно большое число россиян слабо разбирается в аспектах действующего законодательства, и это дает возможность работникам госорганов безнаказанно нарушать закон, не соблюдая права и законные интересы россиян.

В общей массе неправомерных действий сотрудников государственных органов большую часть занимают нарушения законодательства со стороны «доблестных» сотрудников ГИБДД. Это подтвердит вам практически любой водитель.

Как же поступать водителю в случае, когда ему предстоит общение с инспектором ДПС ГИБДД?

Давайте рассмотрим наиболее распространенные случаи, с точки зрения правил проведения процессуальных действий, правил поведения сотрудников ГИБДД, а также административного регламента, которым руководствуются представители ДПС.

Вас останавливают на дороге

Вопрос остановки ТС на дороге регламентирован Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017). В нем четко оговорены основания, по которым инспектор ДПС имеет право остановить ТС:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства.
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Т.е., из вышеизложенного можно понять, что вас могут остановить просто по желанию сотрудника ДПС, поскольку всегда есть возможность подвести остановку под один из пунктов регламента.

В связи с этим, фраза из «Наставлений по службе ДПС ГИБДД» о том, что остановка ТС в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, звучит по меньшей мере издевательством.

Вы можете придумать более исчерпывающий список причин? Лично я — нет.

Что делать, когда вас остановил инспектор ГИБДД

Итак, вас остановили. После этого, согласно пункту 89 вышеуказанного регламента: Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если раньше при проверке документов можно было не передавать их в руки сотруднику ДПС, то сейчас пункт 53 регламента говорит:

С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Т.е., мало того, что вы должны передать его в руки сотруднику ДПС, вы обязаны освободить его от всяческих обложек, цепочек, и т. п.

После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

В каких случаях сотрудник ДПС может предложить водителю выйти из ТС:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид;
  • в целях досмотров, осмотров;
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров;
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов;
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам;
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Презумпция невиновности

Наиболее неприятный момент для любого водителя – составление административного протокола.

Тут следует знать о наличии небольшой хитрости в административном праве. И нередко она играет на руку водителю. Это презумпция невиновности, в соответствии с которой, пока вина кого-либо прямым образом не доказана, он считается невиновным. Это оговорено в ст 49 Конституции РФ.

Т.е., вне зависимости от того, какое нарушение инспектор пытается вменить в вину водителю, он ОБЯЗАН предоставить прямые доказательства вины водителя.

Частенько инспекторы ДПС требуют от водителя выйти из машины и проследовать в патрульный автомобиль для составления административного протокола. Однако, в соответствии с нормами ст. 27.3 КоАП РФ, такое требование сотрудника ДПС правомерно лишь в случае составления протокола об административном задержании. Такой протокол, равно как и его содержание, правила оформления и т.п. регламентируются ст. 27.4 КоАП РФ.

При составлении протокола, необходимо понимать следующие моменты:

  1. Подпись и объяснение – это не обязанность, но ПРАВО водителя. Поэтому внимательно читайте протокол, ищите место, где указано «Подпись нарушителя», зачеркивайте слово «нарушителя» и впишите слово «водителя». Тем самым вы опровергаете то, что вы являетесь нарушителем.
  2. На свободном месте протокола сделайте надпись «не согласен». Это делается для того чтобы позже, когда вы будете обжаловать неправомерные действия сотрудников ДПС, было ясно, что вы с самого начала были не согласны с действиями инспектора.
  3. Вам должны передать копию протокола, составленного сотрудником ГИБДД. При этом на оригинале, который остается у инспектора, не забудьте указать: «Требую юридической помощи» (в соответствии с нормой ст. 25.5 КоАП РФ). Это позволит вам в дальнейшем обжаловать решение по протоколу. Часто это примечание позволяло отменить решение инспектора ДПС ГИБДД в суде по причине нарушения им регламента процессуальных действий.
  4. Обязательно поставьте «прочерк» в пункте «Свидетели». Иначе потом там могут оказаться вписанными непонятные лица, которые якобы присутствовали при составлении протокола и подтверждают все написанное сотрудником ДПС.

Превышение скорости

При остановке инспектором ДПС за превышение скорости также нелишним будет вспомнить о презумпции невиновности.

В частности при предоставлении фотоматериалов сотрудники ДПС должны доказать, что показатель скорости принадлежит именно вашему ТС, а замер сделан непосредственно перед остановкой. Если же этих доказательств не предоставлено, или же ушлый инспектор ДПС пытается показать вам некий «фен с цифрами», то смело оспаривайте составленный им протокол.

Пример из практики

Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.

Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:

  • На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
  • На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.

После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.

После минутной паузы, судья задала только один вопрос: «Обжаловать будете?». «Разумеется, Ваша честь!». Дело было решено в пользу моего клиента.

Грязные номерные знаки

В данном случае инспектор ДПС предъявляет претензию, что номерные знаки загрязнены и нечитаемы, после чего пытается составить протокол.

Однако после напоминания о том, что согласно ГОСТ 50577-93 запрещено управлять ТС, знаки которого не читаются в темное время суток, будучи освещенными фонарем инспектора с расстояния 20 метров, и предложения создать соответствующие условия, инспектор, как правило, просто предлагает протереть номера тряпкой и продолжать движение.

Кончились аргументы

Последней претензией, когда у инспектора ДПС кончились аргументы, а оштрафовать жуть как охота, является «непристегнутый ремень».

Однако в данном случае неплохо срабатывает следующий аргумент: «Нельзя управлять ТС без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили». Дело в том, что доказать обратное, если только инспектор не предъявит фото-видео материалы, где детально виден непристегнутый ремень во время движения (что вряд ли получится), будет весьма проблематично. Особенно, если в качестве свидетеля вы предложите своего пассажира

Удачи на дорогах!

1

Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские праваПрава и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть должен обладать определённой правовой культурой

Часть 1. Остановка «по требованию»Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть обладать определённой правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.

Аксиомы общения с гаишником (Часть первая)Без необходимости – не останавливать!Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого обычно начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьёзные последствия для обеих сторон.

Остановка ТС и её причины регламентируются нормативными документами МВД: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС). Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т.к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.

Запрещается останавливать ТС без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки Вашего ТС (п.18.2 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.

Предъявите документы!Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, наиболее распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС на ул. Мухина, перед пересечением с Зейской, на Игнатьевском шоссе, около НИИ СОИ, Новотроицкое шоссе и многие другие) является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.

В самом начале беседы инспектор ДПС произносит обычно стандартную фразу: «Сержант ДПС областного ГАИ такой-то, предъявите документы». Подобное требование нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.

Ход конёмИмейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в такой ситуации предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.

При общении с инспектором ДПС Вы можете заявить, что во время движения Вы были пристёгнуты ремнями и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не непристёгнутыми ремнями. Вы также можете указать на незаконность остановки такой фразой: «Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги таким постом не является. Объясните, на каком основании Вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение Вами служебной дисциплины». Далее инспектор ДПС либо пожелает Вам счастливого пути, либо попытается перейти в наступление, чтобы «оправдать» свои действия.

Аксиомы общения с гаишником (Часть первая)

Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный телефон, оборудованный функцией записи голоса. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что инспектор ДПС нарушил Ваши права.

Перед началом записи рекомендуется произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если Вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, Ваших пассажиров, это только добавит Вам очков.

Часть 2. Избегаем конфликтаЗачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения самого водителя — его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть тонким психологом — достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено определённой эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.

Всему своё место и времяНаставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это, как правило, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов.

Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.

Кроме того, остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п.13.8 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС начинает из-за Вашего упорства злоупотреблять своим служебным положением — например, «сочинять» протокол целых полчаса, а то и больше, — укажите ему, что, в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен написать не более 20-30 слов (на что требуется минуты две-три), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной.

Человеческий факторВ случае возникновения конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.

Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на посту он остаётся человеком — с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.

С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.

В любом случае, во время общения будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.

По уму провожаютЕсли Вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то отрицать свою вину глупо. В этом случае лучше извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, конечно, «поторговаться», указать на причины, из-за которых Вы допустили нарушение.

Когда нарушение малозначительно или неочевидно, то есть было совершено вынужденно (например, проезд на жёлтый сигнал светофора при выезде на перекрёсток), а наказание грозит несоизмеримое, видимо, целесообразно попробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает диапазон (вилку) штрафа, и величина его зависит от воли инспектора. Отсюда и возможность для «торга».

Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо хорошо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его гордости и самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях — много места они не занимают, а пользу могут принести большую.

Нередко инспекторы и сами не слишком хорошо знают ПДД, поэтому Ваша осведомлённость может их убедить, и они предпочтут не связываться с эрудитом.

Если «мирные» переговоры не помогли, намекните, что обязательно обжалуете действия инспектора в правовом русле. Но только без излишних угроз в адрес инспектора, так как это ни к чему хорошему не приведёт. Делайте всё в рамках закона.

Помните, что при возникновении конфликтных ситуаций, претензиях, по требованию участников дорожного движения инспектор обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий (п.18.9 Наставления ДПС). Также в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Правилами дорожного движения (п.2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя ТС документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты (несмотря на наличие нагрудного знака).

3

Часть 3. Тет-а-тет с инспекторомВодитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.

Закон доброй волиНеобходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:

— для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;— для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;— для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;— для устранения технической неисправности автомобиля.Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.

Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.

Опасная «близость»

Аксиомы общения с гаишником (Часть первая)

Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.

5

Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.

Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.

В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.

Однако водитель должен знать следующее:

— он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;— наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;— максимальная сумма штрафа, на которую могут выписать постановление-квитанцию о наложении взыскания на месте нарушения ПДД, не может превышать 100 рублей.А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.

Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.

Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.

Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.

Встреча с инспектором ГИБДД может доставить множество неудобств водителям, даже если они не нарушали правила. В беседе с корреспондентом Autonews.ru несколько полицейских анонимно объяснили, как не вызвать лишних подозрений, рассказали, чего не стоит говорить, и даже раскрыли несколько хитростей. Если следовать их советам, общение с полицейским не займет больше 40 секунд. Если вы, конечно, не злостный нарушитель.

Совет №1: общайтесь вежливо, но кратко

«Поводов для остановки автомобилиста у инспекторов два: он видит, что водитель нарушил ПДД, или проводится спецмероприятие. Например, «Нетрезвый водитель», «Перехват» и другие. Если мы остановили водителя для проверки и видим, что он не нарушал ПДД, пристегнут, вежливо предоставил документы, вся процедура займет всего несколько секунд», — рассказал инспектор ГИБДД.

По его словам, водитель должен отвечать спокойно — иначе возникнут подозрения. «Есть такие люди, которые любят нахамить или сразу начинают говорить с инспекторами на «ты», будто мы друзья или старые знакомые. В ответ на фразу «Вот, держи» может последовать полная проверка автомобильной истории водителя на предмет неоплаченных штрафов — кто хамит в жизни, может точно так же вести себя и на дороге», — объяснил полицейский.

Фото: РБК

Он уточнил, что после визуальной проверки обычно инспекторы ГИБДД смотрят на то, как ведет себя человек, как отвечает на вопросы. Говорить он должен уверенно, не задумываясь. Если человек врет, он будет подбирать слова, думать, какой ответ будет лучше, начинают бегать глаза, руками он будет перебирать документы.

«Некоторые на простой вопрос о наличии страховки могут начать рассказывать целые истории — это лишнее. Если вам нечего скрывать, нужно говорить коротко и по делу», — посоветовал полицейский.

Совет №2: не шутите об алкоголе

«Отвечая на вопросы, шутить о наркотиках, алкоголе, о том, что вы перевозите трупы в багажнике, не стоит. Сотруднику ГИБДД нужно делать свою работу, а вы таким образом тратите его время, — объяснил другой инспектор. — Те, у кого с чувством юмора не очень, могут просто начать проверять ваши утверждения. Ведь если вы сознаетесь, даже в шутку, что пьяны, это вполне себе реальный повод для проверки. Вас могут и в трубочку попросить подуть, и, возможно, даже предложат проехать на медосвидетельствование — кто знает, с чего вы такой веселый. Ведь все хорошо понимают, что помимо алкоголя есть еще и наркотики».

Фото: РБК

Совет №3: не выходите из машины

«Некоторые водители, чтобы понравиться инспектору, начинают выходить из автомобилей, — рассказывает полицейский. — Но этого делать не надо: нарушение простых правил безопасности. Водитель может открыть дверь, инспектору придется отойти, а мимо может проезжать какой-нибудь неопытный водитель — стоять на проезжей части не стоит. Остановитесь там, где вам указал полицейский, опустите стекло и общайтесь так. Если документы оказались в сумке в багажнике, скажите об этом прежде, чем начнете открывать дверь, чтобы не вызывать лишние подозрения и мысли о том, что вы хотите скрыться. Есть и другая крайность — общаться через щелочку в окне. Это, во-первых, невежливо, а во-вторых, инспектор может подумать, что так вы скрываете запах алкоголя. А значит, это лишний повод для проверки».

Совет №4: снимайте полицейских на видео, но не нервируйте их

Инспекторы рассказывают, что иногда водители, которые действительно что-то нарушили, пытаются вывести их на конфликтную ситуацию, спровоцировать на грубость, чтобы потом снять про это видео. Но сейчас, как они утверждают, напугать кого-либо съемкой уже трудно.

«Люди пытаются себя выгородить, думают, если достать телефон и начать снимать происходящее, сотрудники ГИБДД не захотят связываться и сразу отпустят. Но такое поведение уже никого не шокирует — подобных случаев тысячи. Конечно, когда первый раз встречаешь такого «оператора» — теряешься. Особенно молодые инспекторы, им становится некомфортно, они начинают путаться в статьях. Но со временем вырабатываются нужные навыки. Потому, когда действительно происходит нарушение закона, это лучше сразу записывать, но намеренно раздражать инспектора таким поведением без повода не стоит», — объяснил полицейский.

Фото: РБК

Советы адвоката:

№1: улыбайтесь

Адвокат Александр Леманн в беседе с Autonews.ru рекомендует всем водителям быть с инспекторами доброжелательными и не провоцировать их на конфликт. «Будьте предельно корректны, — посоветовал эксперт. — Инспектор — это не только должностное лицо, но и человек, у которого тоже могут быть стрессовые ситуации. Если вам задают провоцирующие вопросы, а не пили ли вы, а что-то вы какой-то уставший, а не употребляли ли вы сильнодействующие лекарства, не вступайте в эту игру, отвечайте коротко и ясно, что нет. Если ваша трезвость вызвала сомнения, соглашайтесь пройти все процедуры, но только официальным способом. Не надо дуть инспектору в нос, фуражку или ладошку — просите все оформить и провести медосвидетельствование по закону».

№2: не пререкайтесь

Леманн советует лишний раз не спрашивать у инспекторов о поводах для проверки: во-первых, они всегда найдутся, а во-вторых, вопросы могут вызвать лишнее раздражение.

«Инспекторы ГИБДД обязаны ловить нарушителей. Если они не будут делать выборочных проверок, то как им еще вычислить недобросовестных водителей? Они делают свою работу. То же самое они делают, когда задают вопросы с подвохом: а что-то у вас глаза красные, а не пьяны ли вы, а когда последний раз пили. Делается это для того, чтобы считать с водителей информацию. Как в случае с детектором лжи. Если водитель знает, что он пьян или что у него есть остатки алкоголя в крови после бурной ночи, он отреагирует. Глаз дернется, руки задрожат, появится испуг во взгляде — инспекторы это заметят. Поэтому тут лучше без лишних пререканий, вежливо, со сдержанной улыбкой кратко ответить, что вы в порядке. А вот если вас попросят без понятых открыть багажник или вывернуть карманы — тут уже повод для вежливого отказа. Скажите, что согласны на эти процедуры, но только если будут выполнены все надлежащие меры: будет вестись видеосъемка или же будут привлечены двое понятых и составлен протокол».

Фото: Sergey Kovalev / Global Look Press

№3: стойте на своем, если ваши права нарушают

Если же водителю кажется, что его права нарушают, адвокат также советует не развивать конфликтную ситуацию, а вежливо объяснить последствия противоправных действий инспектора.

«Сохраняйте спокойствие, — говорит Леманн. — При первых подозрениях, странных, на ваш взгляд, просьбах, включите диктофон на мобильном телефоне. Постарайтесь это не афишировать: если начать снимать инспектора на видео, это может вызвать прямую агрессию, не надо провоцировать их лишний раз. Предупредите инспектора, что его действия могут быть незаконны, попросите придерживаться правового поля, вежливо намекните, что все это может привести к жалобе в вышестоящие инстанции. Но ни в коем случае не угрожайте и не переходите на личности. Тогда конфликт может быть улажен гораздо быстрее».

Добавить комментарий