Кто такие гардемарины и где они прославились | История России | Яндекс Дзен

Гардемаринами в Российской империи называли выпускников Морской академии и кадетов Морского корпуса. Гардемаринами перебывали почти все, за редкими исключениями, знаменитые морские офицеры России: Ушаков, Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен, Лазарев, Корнилов, Нахимов, Колчак и др.

Гардемарины в фильме – ненастоящие

14 (25) января 1701 года Пётр I подписал указ о создании в Москве, в Сухаревой башне, Школы математических и навигацких наук. Ею было начало военному образованию в России. Первоначально окончившие школу выпускались в разную службу: не только морскую, но и артиллерийскую, инженерную, а также становились гражданскими специалистами. В 1715 году большинство учеников Школы было переведено в Санкт-Петербург, где открылась Академия Морской гвардии.

Кто такие гардемарины и где они прославились

В известном фильме гардемаринами названы курсанты Московской Навигацкой школы 1740-х гг. На самом деле они никогда так не назывались. Школа на Сухаревке просуществовала до 1753 года, будучи подготовительным отделением для Академии Морской гвардии в Петербурге.

Кто такие гардемарины и где они прославились

Первые гардемарины

В 1716 году было учреждено воинское звание гардемарин. Оно присваивалось только выпускникам Академии Морской гвардии. Они составляли Гардемаринскую роту. Пройдя в ней службу «в бою как солдаты, в ходу как матросы», гардемарины получали первый морской офицерский чин мичмана.

Обязательным условием присвоения мичманского звания было участие в плавании. Практику гардемарины проходили на Балтийском флоте. Некоторые ученики и выпускники Морской академии направлялись для этого за границу. Так, в 1716 году Пётр I направил 20 курсантов Морской академии на контрактную службу в Венецию, где многие из них приняли участие в войне против Турции. В 1719 году 22 человека из первого состава Гардемаринской роты были отправлены для прохождения практики во флоте Испании.

Кто такие гардемарины и где они прославились

Военно-морское образование

В 1752 году Гардемаринская рота была упразднена, а Морская академия преобразована в Морской кадетский корпус, просуществовавший до революции. В 1771-1796 гг. корпус размещался в Кронштадте. Курсанты учились три года. Летние месяцы второго и третьего годов обучения курсанты практиковали на кораблях. В ходе учёбы кадеты сдавали экзамен на звание гардемарина. Выпускники Академии становились мичманами. С 1906 года гардемарины, выпущенные Морским корпусом или Морским инженерным училищем, должны были год отслужить на корабле для получения звания мичмана.

Иногда производились ускоренные выпуски. Так, в 1788 году, в связи с началом войны со Швецией, были досрочно произведены в мичманы кадеты последнего года обучения, среди которых оказались будущий первый русский кругосветный мореплаватель Иван Крузенштерн и его товарищ Юрий Лисянский. Оба отличились в битве у острова Гогланд, где был разбит шведский флот.

Кто такие гардемарины и где они прославились

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Если вам понравилась публикация - не забудьте:

- нажать "палец вверх";

- подписаться на канал;

- оставить комментарий.

Еще больше материалов на нашем телеграмм каналеИстория Российской Империи.Подпишись(https://t.me/History_of_the_Empire_Russia)

Неизвестный гардемарин Морского кадетского корпуса с абордажным палашом.

Гардемарин и кадет эпохи Елизаветы.

Погоны гардемарин и других воспитанников и служащих морских военно-учебных заведений.

Гардемарин_до_1904.pngГардемари́н

(

фр. garde-marine

«морская гвардия», «морская стража») — звание в

Российском Императорском флоте

, существовавшее с 1716 по 1917 год. С 1716 по 1752, и с 1860 по 1882 годы звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.

История

В некоторых западноевропейских странах гардемарин - доброволец-дворянин, служащий на корабле.

В Российской империи звание было введено Петром I Великим в 1716 году для присвоения выпускникам Академии Морской гвардии, зачисленным в гардемаринскую роту (с 1718 года). По табели рангов Петра I соответствовало XIV классу.

С 1718 года, когда численность учащихся в Академии достигла 865 человек, морских офицеров стала готовить и гардемаринская рота, куда первоначально зачислялись лучшие воспитанники Академии на последних годах обучения. Для практики гардемарины направлялись на Балтийский флот и за границу; служба была матросская и без всяких поблажек, хотя по своему происхождению большинство из них принадлежало к дворянству. На судах гардемарины числились на положении «нижних чинов», носили форму Преображенского полка и, согласно морскому уставу, были «в бою, как солдаты, в ходу, как матросы». После практических плаваний в звании младшего и старшего гардемарина они производились в офицеры.

Согласно Морскому уставу 1720 года, численность гардемаринов на корабле не устанавливалась. На время боя гардемарины расписывались по пушкам, где помогали канонирам. Остальное время они исполняли обязанности матросов, но 4 часа в день они должны были осваивать обязанности других чинов. Из них полтора часа в день с ними занимался штурман, тридцать минут — солдатский офицер (обучение обращению с мушкетом), один час — констапель или артиллерийский офицер (обращению с пушками), один час — командир корабля или один из офицеров (управление кораблем) (Книга 3, глава 21, артикулы 1-3).

С 1716 по 1752, и с 1860 по 1882 годы звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.

В 1752 году Морская академия и гардемаринская рота были упразднены и вошли в состав учрежденного Морского шляхетного кадетского корпуса. Теперь будущие морские офицеры учились три года. Елизаветинские гардемарины — это курсанты выпускного курса, а те, кто учился на первых двух, звались кадетами. Позднее гардемаринами стали именовать учащихся всех специальных — инженерных, артиллерийских и т. д. — морских курсов. Строевое звание гардемарина во флоте было отменено. В первом гардемаринском классе изучались арифметика, геометрия, тригонометрия, иностранный язык и ряд морских наук. Второй и третий годы обучения юноши проводили за изучением специальных предметов, причем летние месяцы двух первых лет уделялись практике на кораблях.

Такое положение сохранялось почти столетие. К середине XIX века командованию Российского флота стало ясно, что давать офицерское звание молодому человеку сразу после школьной скамьи неразумно. Сначала на Черноморском флоте, в Николаеве, была создана отдельная рота гардемаринов, а в 1860 году вновь введено строевое звание. Тогдашние гардемарины — это своеобразное возвращение к петровским истокам. Целью их учреждения на флоте была необходимость дать молодым людям — выпускникам Морского кадетского корпуса и Николаевской гардемаринской роты — служебную и морскую практику. По своему статусу флотские гардемарины соответствовали армейским прапорщикам. Они носили офицерскую форму и получали особое денежное содержание. После двух лет службы, по рекомендации командования, они допускались к практическому экзамену на мичманское звание.

Так продолжалось до 1882 года, когда звание гардемаринов было опять возвращено учащимся старшего курса Морского корпуса, которые набирались практики в дальнем морском походе на специальном судне. По окончании его учащиеся проходили итоговое испытание и становились мичманами. Впоследствии звание гардемарина было дано и ученикам средних и специальных курсов с приставкой «младший».

С 1906 года окончившим Морской корпус или Морское инженерное училище и направленным для прохождения флотской практики присваивалось звание корабельного гардемарина (коргарда). После годичной практики гардемарины сдавали практические экзамены и производились в мичманы (судостроители и механики — в подпоручики). Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготовленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина подпоручика по адмиралтейству или же получали гражданский чин 10-го класса.

После Октябрьской революции звание гардемарина было отменено. Но не смотря на это, название гардемарин часто употреблялась и в советском флоте для обозначения курсантов учебных заведений ВМФ.

Форма и знаки различия гардемарин.

Форма гардемарин неоднократно изменялась. О том как она выглядела можно узнать из таблиц составленных Андреем Ивановичем Кузнецовым.

Погоны гардемарин

ПогонЗвание и год существования такового.
Воспитаник_старшего_класса_до_1904.pngВоспитанник старшего класса Морского кадетского корпуса до 1904 года.
Гардемарин_до_1904_(1).pngГардемарин до 1904 года.
Гардемарин_1906-09.pngКорабельный гардемарин 1906-09 года.
Гардемарин_1909-14.pngКорабельный гардемарин 1909-14 года.
Гардемарин_1914-17.pngКорабельный гардемарин 1914-17 года.

Последовательность военного звания в российском императорском флоте

Ссылки

Галерея изображения

  • Неизвестный гардемарин Морского кадетского корпуса. 1870-е гг.

  • Гардемарин, фельдфебель Морского кадетского корпуса. 1916 год.

  • Корабельный гардемарин Аксель Иванович Берг. 1912 год.

  • Василий Меркушов — старший гардемарин Морского кадетского корпуса, 1904 год.

  • Н. Н. Зубов в год окончания Морского кадетского корпуса. 1904 г.

  • Гардемарин Владимир Александрович Колчак в 1915 году.

  • Гардемарин Морского Инженерного училища, Императора Николая I.

  • Гардемарин Морского Инженерного училища, Императора Николая I.

  • Гардемарин Морского Инженерного училища, Императора Николая I Ипполит Молчанов. 1908 год.

  • Гардемарин Морского инженерного училища Императора Николая I с абордажным палашом.

  • Неизвестный гардемарин Морского кадетского корпуса.

  • Гардемарин Морского Корпуса в Бизерте.

Проблемы французского флота

В XVII веке европейский военный флот развивался со стремительной скоростью.«Эпоха паруса» достигла расцвета, который продолжался ещё два с половиной столетия. Во множестве строились самые современные боевые корабли. Количество моряков во флотах ведущих морских держав значительно увеличилось. Но если Нидерланды и Англия могли легко вербовать моряков торгового флота, то Франции провернуть такой фокус не удавалось.

Требовалась система подготовки кадров. Она появилась в период правления великого короля Людовика XIV. Главная заслуга принадлежала одному из самых влиятельных людей Франции — Жан-Батисту Кольберу, главе финансового ведомства страны, который по праву считается создателем французского военно-морского флота.

Жан-Батист Кольбер
Жан-Батист Кольбер

Кольбер справедливо полагал, что морская торговля — это один из главных источников богатства страны. Но, чтобы купцы могли свободно плавать по морям, нужен был сильный военный флот, который мог защищать интересы государства на любом расстоянии от его берегов.

Кольбер —«отец» гардемарин

Мешало одно — у Франции почти не было флота. Тогда Кольбер распорядился начать строительство тяжёлых линейных кораблей и лёгких фрегатов, а чтобы на судах было кому служить, ввёл морскую повинность для всех жителей побережья. Проблема с матросами разрешилась. Оставались командиры. Для их подготовки в 1670 году создали морскую школу. Будущих корабельных офицеров распределяли в роты, находившиеся в главных портах Франции: Тулоне, Бресте и Рошфор-сюр-Мере.

В 1686 году ученики получили название«гардемарины».

В морскую школу Кольбера могли поступить только молодые дворяне.

Они осваивали множество полезных морскому офицеру наук: судостроение, навигацию, гидрографию, фортификацию, математику, а также искусство фехтования и танца. И, дабы не оказаться в плену теории, обязательно участвовали в плаваниях на настоящих военных кораблях.

Построенный в 1669 году линейный корабль Солей Рояль
Построенный в 1669 году линейный корабль«Солей Рояль»

Благодаря столь тщательной подготовке офицеры флота выходили на службу гораздо более образованными, нежели их сухопутные коллеги. Результаты такого подхода сказались очень быстро. Всего несколько десятилетий спустя французский флот уверенно соревновался с британским за право занимать первое место в мире.

Пётр выбирает систему Кольбера

Когда Пётр I начал создавать русский военный флот, он столкнулся с теми же проблемами, что и Кольбер. Можно было быстро построить корабли и набрать матросов, но в России совсем не было морских офицеров. Кое-как задачу решали с помощью иностранных наёмников, оставивших в русском морском словаре множество голландских и английских словечек. Но всё равно требовалась постоянно работающая система обучения.

Выбор системы Кольбера не только не удивителен, но и весьма очевиден. 25 января 1701 года в Москве при Пушкарском приказе создали«Школу математических и навигацких наук». Ещё не началось строительство кораблей на Балтике, а подготовка офицеров будущего флота велась полным ходом. Для нового учебного заведения отдали Сухареву башню — большое здание на окраине Москвы. Там хватало места и для учебных классов, и для библиотеки, и для фехтовального зала.

Школа математических и навигацких наук
Школа математических и навигацких наук(источник фото)

Выбор Москвы и Пушкарского приказа понятен. Именно там были сосредоточены лучшие специалисты в математике и фортификации, необходимые для обучения офицеров. Ну а сухопутная Москва была столицей, где создавать новую школу было проще всего. Морских баз Россия пока не имела, так что первые выпуски Навигацкой школы не проходили практику на кораблях, сразу отправляясь в бой. Зато среди учителей оказались такие известные учёные, как Фарварсон и Магницкий.

Русские гардемарины

В 1715 году Россия уже уверенно стояла на берегах Балтики, где стараниями Петра I активно строилась новая столица — Санкт-Петербург. Туда перевели навигацкий класс Московской школы и на его основе создали Академию морской гвардии. Её выпускники должны были послужить в гардемаринской роте, пройти несколько учебных плаваний на кораблях, после чего получить первый офицерский чин.

Чтобы отразить особое положение окончивших Академию, в 1716 году ввели новый чин: гардемарин.

Гардемарины чаще всего происходили из дворянских, порой очень знатных и богатых семей, но, пока проходили морскую практику, выполняли функции солдат и матросов. Хотя имели почётное отличие: носили форму лейб-гвардии Преображенского полка). И конечно же, отношение корабельных офицеров к матросам«из благородных» было более снисходительным. Во время практики гардемарины изучали кораблевождение, судовой рангоут, корабельную артиллерию, а также картографию и навигацию.

Гардемарин, 1728 год
Гардемарин, 1728 год

Морской кадетский корпус

Развитие военного образования в России продемонстрировало успех унифицированной системы. Уже 20 лет Сухопутный кадетский корпус готовил офицеров пехоты. В 1752 году было решено ликвидировать разнобой в системе военно-морского образования и сосредоточить подготовку офицеров в Морском кадетском шляхетском корпусе, созданном на базе Морской академии. Роту гардемарин и Навигацкую школу расформировали.

В новом корпусе ученики проходили трёхлетнее обучение, причём корабельная практика теперь стала регулярной и занимала летние месяцы, свободные от изучения теории. Гардемаринами отныне называли морских кадетов последнего курса обучения. Уже в ХХ веке после окончания корпуса им присваивали звание корабельного гардемарина, и выпускники отправлялись на годичную службу во флот, после чего, при успешном освоении морских наук, могли рассчитывать на первое офицерское звание мичмана.

Столовый зал Морского кадетского корпуса
Столовый зал Морского кадетского корпуса(источник фото)

На протяжении XVIII и XIX веков существовало мнение, что морские офицеры получают лучшее в России военное образование. И действительно, ни в одном другом месте подготовка не включала столь обширный набор знаний.

Отличия гардемарин

Морские кадеты носили военную форму, схожую с флотским мундиром. Так, например, на закате«эпохи паруса» в правление Николая I, гардемарины отличались тёмно-зелёной курткой до талии и такого же цвета брюками. Воротник и обшлага куртки имели белый кант, а также обшивались золотым галуном.

Погоны морских кадет были белого цвета, по краям украшались золотым галуном.

В 1832 году на погоны гардемарин добавили накладные металлические якоря, с тех пор ставшие постоянным отличием будущих морских офицеров. Корабельные гардемарины отличались широким галуном вдоль чёрного погона. Поскольку они считались«почти офицерами», то им присваивали форму флотского командного состава и давали право носить морской кортик.

Гардемарин в парадной форме одежды и в плаще, 1860 год. Художник А. Тронь
Гардемарин в парадной форме одежды и в плаще, 1860 год. Художник А. Тронь

Воспоминания гардемаринов

Морской офицер и декабрист Дмитрий Завалишин с большим пиететом вспоминал о годах, проведённых в Морском корпусе:

«Вообще, можно смело сказать, что в тогдашнее время нигде состав офицеров не был так хорош, как в Морском корпусе, и нигде офицеры не были так соединены и единодушны. Этому содействовали, в особенности, два обстоятельства: общий стол у офицеров и обычай собираться на вечерний чай у старшего дежурного офицера. Картам тут не было места, а занимались исключительно беседой и, разумеется, событиями в корпусе и вопросами, относящимися к нему в учебном и воспитательном отношении. Тут очень свободно и откровенно обсуждали действия всех, даже нередко в присутствии того, чьи действия разбирались. Всё несправедливое, бесполезное, особенно увлечение раздражением, беспристрастно разбиралось и осуждалось».

Будущий адмирал Александр Зеленой рассказывал о забавном случае, когда император Николай I неожиданно появился в корпусе с инспекцией. Ему показывали все учебные классы, называя помещение, куда входил император. Получилось так, что как как раз во время визита в танцевальном зале корпуса шло занятие по закону божьему, на котором всегда присутствовало большое число кадет, не вмещавшихся в обычный класс. Офицер морского корпуса, входя в зал, сказал Николаю:«А здесь у нас танцевальный зал». Император внимательно осмотрел дородного батюшку и ехидно заметил:«Это и по учителю заметно», удалившись в весёлом настроении. После этого происшествия при дворе долго шутили, что в Морском корпусе священник служит учителем танцев.

Гардемарины и офицер на занятиях верховой ездой, 1900-е годы
Гардемарины и офицер на занятиях верховой ездой, 1900-е годы

Морской кадетский корпус существует и в наши дни: это учебное заведение непрерывно действует с 1701 года. И за триста лет его выпускники вписали в русскую военную историю немало славных страниц.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Добавить комментарий